?

Log in

No account? Create an account
Victor Gritsyuk
"Wild Russia"

Victor Gritsyuk
Date: 2008-06-14 10:30
Subject: Как всё начиналось
Security: Public
Tags:мои личные истории
Подошло время для моей личной истории. Давно это дело было - в 80-х. Единственной в стране отдушиной для свободных художников, напрямую не работающих на идеологию тогда был Московский Горком художников-графиков на улице Малой Грузинской. Он был местом официально разрешенного художественного диссиденства. Естественно, создало его КГБ для того, чтобы собрать вместе творческих бунтарей и следить за ними изнутри и снаружи. История Горкома - это отдельная песня с оркестром. Оттуда вышли наши классики живописи Проваторов, Шаров, Зверев. Нынешняя авангардная шобла возникла когда быть бунтарем стало совсем неопасно, а очень даже выгодно. Первая горкомовская выставка живописи собрала всю Москву и всех западных корреспондентов. Потом настало время, когда и фотографам разрешили создать там фотосекцию. Что это была за секция, и какое у неё было отношение к фотографическому творчеству  - это тоже отдельная кинокомедия. Секцию организовывали под себя в основном труженики детсадовской, школьной, выездной узбекской и прочей массовой народной фотографии, которая тогда была невероятно доходной. В это время все настоящие профи верой и правдой служили в официальных изданиях. Для массовости и процентного соотношения набраны были туда и простые фотографы, по разным причинам в официальных изданиях не печатающиеся. 

Вы спросите - а что же там делал я? Скрывался от ментов, потому что Горком давал официальное право работать на гонорары и трудовые договоры, т.е. не находясь в штате предприятия. Это была моя третья крыша. В то время я состоял ещё на договоре в издательстве "Молодая гвардия" (без официальной зарплаты) и был членом Союза журналистов - он тоже давал право официально нигде не числиться. Но, на всякий пожарный я записался ещё и в Горком. Записался ещё и потому,  что очень хотелось свободного творчества и не ангажированных выставок, как у художников. Ещё вернусь с рассказами про те непростые, но веселые времена.

Однако - история здесь про первую выставку фотографии в Горкоме. Выставка задумывалась, как отчетная нашей фотосекции. К этому времени меня избрали в правление, и я там одиноко шипел, что каждый наш член должен иметь право творчески высказаться на двух метрах общего выставочного зала. Такая идея не всем нравилась, потому что многим из боссов нечего было показывать на выставке, хотя по жизни они были богатыми, имели мастерские от Горкома, ездили на хороших машинах и покупали кооперативные квартиры в центре. В народе судачили, что они вынуждены были покупать себе фотографии для выставки, но я этого не знаю точно. Но, думаю, их покупки не разорили, не видел я среди них  истощенных лиц. А за постоянную мою инициативу насчет ежегодных общих и персональную отчетных выставок меня потом боссы из правления вывели заочно, пока я болел. А потом народ снова меня туда выбрал на волне демократизации, после моей персональной выставки. А потом мне всё это вообще надоело.

Предвыставочная суета - это когда авторы приносят работы и делят места на стенах. В этой ситуации очень ясно проявляются людские характеры . К чести нашей секции - на первой выставке всё проходило достойно. Народ ставил работы к стене, а правление ходило туда-сюда, и определяло места по эффектности, красоте и художественным достоинствам - или на начало зала, или на главную стену, или во второй зальчик. Это не сравнить с первой выставкой Гильдии рекламных фотографов на Кузнецком, когда некоторые авторы прибежали пораньше, чтобы занять "выгодные" места на стенах, и стерегли их, огрызаясь на развесчиков и других участников. Удивительные открылись тогда лица у них.


(c)photo by V.Gritsyuk                                                                                                                                          Тишина и покой

В то время фотографы привыкли показывать снимки на выставках лишь в одном оформлении - зажатыми между двух стекол металлическими кремальерами. Иногда  фото было в размер стекла, иногда меньше, и тогда позади вкладывался лист белого ватмана. Не было тогда в продаже итальянских и французских цветных бумаг, поэтому оформление не играло роли, главным оставался снимок. 

И вот - я единственный, первый в истории российской фотографии подал свои снимки на выставку в рамах, под стеклом, и в цветных паспарту, как подавались произведения искусства. Рамы были современные, сборные дюралевые, купленные в художественном салоне. Паспарту делал оформитель Пушкинского музея, красил их гуашью и чертил рейсфедером тонкие золотые линии. Картон я взял от коробок фотобумаги Агфа 50х60см, любезно подаренных мне лаборантами издательства «Планета». Да ещё и фотографии у меня были цветные - всего работы три-четыре, сейчас уже не помню. У горкомовских фотографов от вида такого оформления возникло шоковое состояние. Естественно - никто не обращал внимания на мои снимки, ведь снимок, он и есть снимок. Люди щупали рамы и спрашивали, где и почем куплены. Никогда не могли они представить, что фотография может быть достойна такого серьезного отношения. Это было в нашей стране началом отношения к фотографии, как к фотоискусству. На следующих наших выставках авторы стали экспериментировать с оформлением, даже придумали паспарту обтянутые тканью. Процесс был запущен. А потом появился союз фотохудожников. 
32 Comments | Post A Comment | | Flag | Link



Victor Gritsyuk
Date: 2008-01-09 06:27
Subject: ВОСЕМЬ И ОДНА ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ
Security: Public
Tags:публикации
ФИЛОСОФИЯ
Творческие муки

 
(c)photo by V.Gritsyuk                                                                                                                                      Водлозеро дышит

Виктор Грицюк
ВОСЕМЬ И ОДНА ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ

Есть такие состояния души и тела, о которых если начать говорить всерьез, то лишь хуже становится. Задаешь себе и другим вопросы, а потом не знаешь, что делать с откровенными, но неприятными ответами. Давайте поговорим о творческих депрессиях без надрыва и с улыбкой. 

26 Comments | Post A Comment | | Flag | Link






Victor Gritsyuk
Date: 2007-12-31 10:06
Subject: Водлозерье ещё
Security: Public
Tags:пейзаж

1986(c)photo be V.Gritsyuk                                                                                                  Озеро Водлозеро, остров Ильинский

Из эссе "Водлозерье"
"Мы лакомились крупными спелыми ягодами гонобобеля, щедро обсыпавшими кустики вокруг нас. Мы грелись и обсыхали после стремительного дождя, накрывшего нашу лодку посреди озера, а время снова запуталось в зарослях и травах. Казалось, что вчера и сегодня, и месяц назад – лишь один бесконечно долгий день, размером в лето. События прошлого двоились, слоились, вибрировали в памяти. Время в тайге баловалось, своевольное, подшучивало над наивными горожанами.
Вот  мы оказались тут, на Зверином озере, он – лесник, а я – фотограф. У него на плече висит ружьё, а у меня кофр с фотоаппаратами. Это наши инструменты для общения с миром реальности. Это страховка, за которую мы держимся, что бы ни раствориться в непонятном и опасном бытии. Я крепко сожму фотоаппарат, а он сожмет ружьё, и нам станет не страшно. А вокруг забормочет листвой и еловыми шелестами девственная тайга, не обращая на нас внимания". 

2000(С)текст В.Грицюк
 
5 Comments | Post A Comment | | Flag | Link



Victor Gritsyuk
Date: 2007-12-26 09:32
Subject: «…Кони хочуть пить»?
Security: Public
Tags:публикации
Игроки нашего книжного рынка бегут в толпе с другими рыночными продавцами, толкают друг друга локтями, ломами, калашниковыми. Ведь нужно всё время продавать, и продавать больше и больше. Нужно произвести много и дешево, и продать много и дорого – иначе не хватит на дом в Испании и на черный бентли (и на прочее и прочее, о чем у среднего класса даже мысли не возникают). Но книги – это не хлеб и соль, нужные ежедневно. Чтобы человек купил большой фотографический альбом он должен очень сильно этого захотеть. Но с помощью фотографий и текстов авторам лишь дается возможность «привести лошадей к водопою», или даже - принести им воды под нос, но заставить пить – это не в нашей власти. Тут вопрос упирается в естественное чувство жажды, но особого, культурного свойства - уж простите меня за такую прямую параллель с питьем и едой. Как без них хиреет тело, густеет кровь, слабеет мозг, снижается иммунитет, так и без «питья и еды» культурной мы превращаемся лишь в потребляющих питекантропов. Выглядим мы также, как обычно, а может и красивее в новых шубах и костюмах от Хьюго Босс, но нутро зияет пустотой и это обязательно проявится в поступках, в словах, в отношении к ближним, и – главное в отношении к цели и смыслу собственной жизни. 



Давно не было такого события на нашем фотоальбомном небосклоне. Из последних - вспоминаю лишь явление книг дореволюционного фотографа Прокудина-Горского о Российской Империи. Да и то – или тираж у них малюсенький или вообще в Белоруссии они изданы. За горячей полемикой о целях, путях и смысле творчества мы как-то забыли, что отличает фотографию от всех других способов изображения действительности. Я говорю о документальности, являющейся одновременно и даром, и проклятьем фотографии. В нашем случае документальности надо сказать спасибо, ведь она придает достоверность только что вышедшему из печати странному черно-белому фотоальбому «Москва. Размышления в фотографии». Книга вневременного свойства, где автор, протянув руку в прошлое, стилизованными снимками и спокойным текстом пытается приблизить к нам историю, чтобы склеить разорванное время, чтобы жить стало без нервов и надрыва. Наконец у нас нашелся человек с фотоаппаратом и мыслями в голове - большая редкость среди нашего брата – «светописца». 

29 Comments | Post A Comment | | Flag | Link






Victor Gritsyuk
Date: 2007-09-18 10:14
Subject: Жанровая фотография Middle Life
Security: Public
Tags:публикации, фото, эссе


(c)photo by Victor Gritsyuk                                                                         Дети на старинных валах

ПОЭЗИЯ БУДНЕЙ

Часть вторая

Умное использование опыта
Пора нам перестать завистливо глядеть в сторону живописи и спорить — что же такое фотография, искусство или все-таки нет? На дворе XXI век — надо прекращать разговоры и делать свое дело. Если мы хотим войти в мировую культуру после падения «железного занавеса», то пора осваивать опыт лучших наших и западных мастеров. 

 

47 Comments | Post A Comment | | Flag | Link






Victor Gritsyuk
Date: 2007-09-16 12:36
Subject: Катя Филиппова
Security: Public
Tags:мемуарно-ностальгическое
Перестройка дала сигнал к творчеству совершенно новых модельеров. Мне пришлось плотно поработать с двумя из них, с Леной Худяковой и Катей Филипповой. Обе молодые девушки работали с использованием советских символов. Хотя Лена больше тяготела к конструктивистам, к Дейнеке и его стилю,  это не помешало ей сделать серию моделей из настоящих красных флагов, где украшениями служили браслеты и броши из армейских эмблем. На Западе, в Англии впервые в мире флаг был использован для концертных курток рок-группой "Ху" - (те, которые первыми стали крушить на сцене колонки и усилители своими гитарами). Это было очень скандально, ведь попирались незыблемые имперские символы. Это было естественно в русле молодежной революции 60-х.
В отличии от Худяковой, Филиппова не привязывалась к былым советским художественным направлениям, а отпустила творчество в свободный полет. Конечно, в каждой её модели были намеки и вызовы - без этого тогда никто из творческих ребят не обходился. Она очень плотно использовала армейскую символику: пуговицы, бляхи, кокарды, звезды, саму форменную одежду. Она фантазировала и шутила, и это было очень в струю.  
 

(c)photo by Victor Gritsyuk                                                             Катя Филиппова в своей модели

Катя шила сама и только на себя. Поэтому и снимались модели только на ней. Это было очень удобно, ведь сама художница могла подсказать фотографу смыслы и настроения. Часть коллекции снималась на фоне сталинской архитектуры, а несколько сюжетов на очень узнаваемых московских объектах, так как снимки предназначались западным изданиям, а они хотели привязки к месту. Тогда это было круто, и ставилось на полные полосы и на обложки.

22 Comments | Post A Comment | | Flag | Link






Victor Gritsyuk
Date: 2007-08-05 12:14
Subject: Письмо от уходящего поколения
Security: Public
Tags:природа и человек, фото
Как это не прискорбно, но судьба пленочной фотографии уже четко просматривается до недалекого её конца. Если раньше фотографы выделялись в некую касту, отгороженную от любителей высокими расходами на оптику, аппаратуру и фотоматериалы, на студийное оборудование, то теперь можно ехать в автобусе с работы и снимать задумчивые капли на стекле мобильником, а через полчаса разместить снимки в инете. Конечно - качество ерундовое, но если грамотно дернуть в фотошопе, то хватит для печати 6х9 см в журнале. 
Настоящая, классическая фотография с камерами большого формата, с неожиданными путешествиями и открытиями становится постепенно достоянием богатых, страдающих от мозговой скуки. Хорошо, если у некоторых из них есть вкус, но поверьте - нельзя стать фотохудожником попутно, на досуге. Это отдельный образ жизни, это особая жизнь. 
В нарастании потока цифровых снимков больше всего заинтересованы производители камер. Они, как и производители мобильников - уговаривающие нас, что можно разговаривать круглосуточно и дешево. Вот только не говорят - о чем разговаривать. Так и с цифровыми камерами - каждому даются возможности, а как их использовать, это уже личная забота. 
Что-то есть в этом правильное и неправильное одновременно. Понятно, что нельзя стать на пути новых технологий, глупо и странно было бы это. Но и столько фотографов и их снимков миру не нужно. Девальвация творческой процесса в фотографии неизбежна. И происходит страшное последствие - непрофессионалы понижают зрительскую планку до своего уровня. Понижают так, что настоящие творческие работы "свистят высоко над зрительской головой". 
Конечно - профессионалы останутся. Они будут снимать раскрашенных дур в модной одежде; еду - так, что слюнки потекут; особняки и интерьеры для жуликов; ядовитую газировку, от которой  у молодежи уйдут комплексы неполноценности. Они займут нишу бытовой обслуги, -  "что изволите?"  И тут всплывает удивительный ответ на все эти нервозности, и заключается он в том, что, как не рвали глотки искусствоведы, фотография так и не успела стать искусством. А это значит - что и не было у неё такого в генах, прикидывалась она, копируя живопись.


(c)photo by Victor Gritsyuk                                                                              Кижи. Часовня из Кавгоры.

Вот так мрачновато вдруг представился прогресс в профессиональном фотографическом "творчестве". Конечно, всегда останется милая домашняя фотография, теплая и нужная для памяти. Останется фотография любительская, как умное и сложное хобби, как инструмент разглядывания, любви и изучения мира. Она естественно станет частью жизни. Но уже никого нельзя будет удивить, ведь всё забито снимками, их даже не печатают, а складывают в виртуальные папки в компах. Да и глаза устали понимать и классифицировать изображения. Наверно - останутся творческие единицы, как белые вороны. Но эти чудаки не сделают погоды, затерявшись в море. Они будут жить и творить в собственный кайф, не для кого. 
Мы ждали, когда поколение фотографов шестидесятников освободит нам места, и говорили - "придет наше время, когда вымрут мамонты". Потом пришло время и для нас. А потом пришло время нам уходить. Мы ещё поколупаемся, повыступаем на семинарах, попреподаем на курсах, в интернете повещаем, но ничего не поделать - мы уходим в историю, растворяемся в ней со своими фотками и рассуждениями. Мы становимся неудобоваримыми, подгруженными. Теперь уже мы - мамонты, только видом помельче тех, что были раньше. И наступает эпоха морских свинок...

Простите, если кого обидел. Но есть разные внутри меня мнения и точки. Они от погоды, и разных других причин зависят (например, сегодня утром "кофий пил без аппетита"). Они спорят, воюют, иногда приходят к компромиссам. И вообще - я склонен к депрессиям (то плачу, то смеюсь). Вот сегодня такая вдруг структура навалилась. Я её отловил, перевел в слова, и буду теперь с ней работать. А есть и другие варианты. Но - не всё сразу....
123 Comments | Post A Comment | | Flag | Link



Victor Gritsyuk
Date: 2007-05-25 10:21
Subject: ГЛАЗА ФОТОГРАФОВ
Security: Public
Tags:портрет, фото
Наконец вчера передали карточки снятые на выставке Римантаса Дыхавичуса. Там - разные люди, и их разговоры между собою и с автором выставки. Но меня потрясло другое. Давно не видел своих портретов рядом с другими, приличными людьми. Всё больше на фоне елок и палок снимаюсь, по болотам и у палатки. А тут пришлось встать в группу нормальных людей и даже страшно стало от снимка. Не могу избавиться от ощущения, что моя физиономия абсолютно лишняя в этой группе, словно приклеена в фотошопе. Наверное, даже чей-то шофер смотрелся бы более естественно. Ничего не могу сказать про людей, - уважаемые люди, значительные. А вот я какой-то совершенно ЧУЖОЙ,  даже подхалимская улыбка не включает меня в группу. Это меня вчера очень забеспокоило. При таком асоциальном внешнем виде - может лишний я на этом празднике фотографической жизни?


(c) фото Игоря Дьяченко                                                                      Фотографическая группка

На этой фотографии с выставки Дыхавичуса в Литовском посольстве стоят, слева - направо: фотограф Тягны-Рядно; фотограф Патриарха Виктор Корнюшин; директор фотоагенства "Russian Look" Алексей Бойцов; жена В. Корнюшина; с бородою - это я лично лыблюсь; с книжкой - Николай Рахманов, длинный - сам Дыхавичус; в голубой рубашке Виктор Ахломов, и женщина справа - жена Н. Рахманова.
42 Comments | Post A Comment | | Flag | Link






Victor Gritsyuk
Date: 2007-02-25 10:46
Subject: Фотоальбомы - где они?
Security: Public
Tags:фактуры, фотография


Столкнулся со странной проблемой: для подарка за рубеж потребовалось что-то о нашей природе. Нужен был фотоальбом красивых российских пейзажей, без заводов и видов городов, без «чернухи»  - алкоголиков и бомжей, без политики, пропаганды и рекламной шелухи. Никогда бы не подумал, что это может стать серьезной проблемой, словно на дворе времена брежневского дефицита.

Интернет предлагал два таких альбома: «Русский лес» фотографа Вадима Гиппенрейтера, и «Пейзажи России» группы невнятных малоизвестных фотографов. При тщательном поиске оказалось, что и этих книг в продаже сегодня нет почти нигде. Они лишь заявлены на сайтах. Зато есть везде альбомы по всему миру.

Понимаю - это красивые места: Индия и Тибет, Гоа и Египет, Африка с Автралией  и Тайландом. Ну а как же наша Россия? Неужели никому совсем не нужна со своею историей и памятью мест? Отчего фотографы "не чуют под ногами страны"? Неужели заглохли голоса крови и почвы?  Издатели говорят, что нет спроса, убыточно такие альбомы издавать. Куда же народ российский подевался?

Вопросы это риторические. Лично мне ответы ясны. Как-то показывал пейзажные фотографии шефу известного фотоагентства РАФО Марку Грассе, он не выдержал и воскликнул: "Не представлял, что Россия такая красивая!" И это говорил профессионал, много лет работающий на мировом рынке изображений.

31 Comments | Post A Comment | | Flag | Link



Victor Gritsyuk
Date: 2007-01-13 13:34
Subject: "Прирученный пейзаж"
Security: Public
Tags:photo, practice, publication
Публикация в журнале “Foto&Video” 3.2006 

 

 ПРИРУЧЕННЫЙ ПЕЙЗАЖ

На закате умиряется расшалившийся ветер. 
Прекращается суета в небесах, природа расслабляется, и лишь вода всю ночь качается и качается в огромной каменной чаше озера, шипением волн разбавляя тишину. 
За двадцать минут до рассвета просыпаюсь от истошного крика чаек. 
Значит — пора фотографировать пейзаж…



20 Comments | Post A Comment | | Flag | Link






browse
my journal
May 2019