?

Log in

Острова Кандалакшского залива - Victor Gritsyuk
"Wild Russia"

Victor Gritsyuk
Date: 2007-03-07 15:07
Subject: Острова Кандалакшского залива
Security: Public
Tags:публикации, фото
ЗАПОВЕДНЫЕ МЫСЛИ



Зачем заповедники? Не знаю. 
Я только недавно понял, зачем 
оркестру, где нет любителей, 
а одни виртуозы, - дирижер.


Белое море дышит приливами и отливами, напрягая каменные рёбра отмелей, словно где-то в глубинах неспешно вздымаются огромные легкие – вдох и выдох. Обнажаются дикие первобытные диабазы, одетые гривой пузырчатых водорослей. Высохшая и побуревшая их черта по песку берега указывает, куда добирается самый большой выдох моря. А когда брызнет дождь и смочит эту мертвую полосу, то острый запах её потом уже никогда, и ни с чем не спутаешь. Так пахнет только Белое море.


Скалы тут многоцветны и рваны, будто лишь вчера докипели они и застыли - небрежно размешанные, с мраморными, кварцевыми, пестрыми прожилками.

Разбросанные по заливу острова - колючие от елей пирожки, словно несутся стремительно против ветра по трепещущей, волнующейся, бисерно-серебряной ткани вод. Очерченные уверенной, плавной линией сопки по дальним берегам то реально зеленеют, то призрачно синеют, а то - фантастически вишневеют в закатах. Север. Редкие картины.


Карельский берег с горы острова Ряжков

Дальновидные люди старой, не нашей закалки, решили в сентябре 1932 года организовать тут охотничий заповедник. Сначала - для охраны гаги, крупной утки, с ценным пухом, из которого она строит гнездо, надергивая его из собственных боков. А в 1939 году, когда местам этим был добыт статус полного государственного заповедника, под охрану попали и остальные дикие жители островов, а также травы, деревья, кусты. Территория заповедника ширилась, включала новые острова на Белом и Баренцевом морях, и к нашим дням дошла до 70,5 тысяч гектаров. И от простого «сохранения поголовья редких видов» тут плавно перешли к научным наблюдениям и исследованиям. Спасибо им за это.

 

Люди, птицы и демоны островаРяжкова.
Вроде как в шутку, вроде бы как для красоты чернеют по полянкам главной научной базы заповедника на острове Ряжкове деревянные демоны-уродцы. Как бы для веселой традиции, для смеха приносятся им разные «жертвы» и «обеты». И понятно, ведь наука – холодит, а анализ убивает любовь. Атеизм – он как зараза, рождает химер когда надо ответить сердцу прямо. А простой вопрос – «неужели я умру?», - пока ещё остро актуален. 

Как заметил лесник Дима: «Приедут на сезон весной, привезут пантеон своих божков, и ну - расселять их по заповеднику». А Дима Попов, он хоть и прикидывается для удобства этаким лесным медведем-простачком, однако может и классическую поэзию припомнить, и дзеновские притчу вкрутить,  и многое ещё - о чем и не слышал никто.

Однако нет тут плохих людей. Заповедник ведь не только для птиц и зверей. Он и для редких видов людей. За его границей остаётся бурлить неразбериха современной жизни, остаются личные драмы. Отрезает заповедник суету своей заповедной чертой. И студенты, и приезжие иностранцы – люди не обычные. Даже школьники-юннаты - не простые дети. Заповедник собирает наблюдателей чудес, и любимый киногерой здесь – скромный наблюдатель из фильма «Горец». 


Луда в заливе

Виталий Витальевич Бианки – бронзовый от солнца и ветров живой памятник, силовые линии которого формируют поле серьезности. От него, говорят, и погода зависит, и настроение у сотрудников. Но сам Бианки зависит часто от мотора своей лодки, на борьбу с которым тратит драгоценное время, силы и простую злость. 
Есть ещё тут люди, без устали бродящие по островам в болотниках и показывающие студентам, как могло бы быть всё ладно в мире. А где ещё увидеть такое, как не в заповеднике? Не в Подмосковье же? Не в Туле?

Осторожный кулик загнездился на доме Виталий Витальевича, над самым крыльцом, и высидел птенцов. Юннаты за ним пристально наблюдали из засады, сменяя друг друга, и вели записи. И он тоже внимательно следил за ними. Заповедник.
А над моим окном кормят птенцов трясогузки. Они не могут и секунды спокойно выстоять на своих спичечных лапках, вибрируют - словно работают в них трясучие моторы. Они летают близко около меня, бесстрашно садятся рядом на ветку, словно хотят что-то сказать, или показать. Заповедник.

Девичии Луды

Белая ночь у Белого моря – как поэзия. Ночь эта и не ночь вовсе. Солнце на час-другой приседает за сопки, умиряется ветер, отдыхают в распадках тучи. Свет чуть сгущается, плотнеет. А закат длится и длится, не повторяясь в цветах, перетекая из розово-золотого в сиренево-сизое, и кончается дымчато-сталистым. И сразу за этим начинается рассвет, где всё как положено; и стрельные лучи, и подсвеченные перламутром зефиринки облаков, и призрачное свечение далеких островов. А потом - долгий, долгий полярный день.

В детстве мечталось не спать никогда, чтобы больше увидеть, узнать, почувствовать. В полярный день можно не спать до рези в глазах, но все равно остаешься его кратким фрагментом. День нескончаем, и утро удаляется так, что сомневаешься, было ли оно вообще сегодня. Стремительны смены погоды - то ветер, то дождь, то солнце – и кажется, что само время складывается и надрывается на изгибах. В полярный день попадаешь в безвременное пространство, и болтаешься там – оглушенный, усталый, удивленный. 


Западная оконечность острова Ряжков в отлив

Бреду литоралью по теплой воде. Люблю гулять по мелководью, по высокой росистой траве, по сухим осенним листьям. Иду по самой кромке прилива, а море наползает на берег в исполнении своей полноты, слизывая мои следы на песке. Будто прошлое исчезает позади.

Вижу себя сзади и сверху, словно в компьютерной игре от второго лица, словно глазами ангела-хранителя. Маленькая фигурка на краю огромного прилива. Брызги-искры из-под резиновых сапог. Плечи, как у мальчика, ищущего ту, старую книгу с картинками, в которой мама заложила одну страницу своей заколкой. Грандиозно всё вокруг. Раздолье небес и моря, сопки, на вершинах которых мне никогда не бывать, и бурлящая, пищащая жизнь вокруг, идущая вне моего понимания. Я могу спросить у птиц, или у ветра, или у моря – зачем? Но мы не понимаем друг друга. Вернее, это я их не понимаю. Я даже не смогу узнать - понимают ли они меня.

Со страшным свистом распарывая воздух пикирует большая морская чайка, целясь мне прямо в голову. Пугает. Я опять чего-то не понял. Ах – да. Вот её птенец, крупный как бройлер, прикидывающийся камнем. Не шевелится, тихонько дышит и следит за мной бусинами глаз. Ветерок теребит легкий пушок на его спине. Он искренне верит в шапку невидимку, а в ней давно закончилась батарейка. И не понять по его лицу, страшно ли ему, когда я склоняюсь близко  со своим ужасным фотоаппаратом. 


Кулик-сорока

Кулик-сорока, местный красавец, ползет, волочит крылья по песку, не убедительно изображая предсмертные конвульсии. Отводит от птенцов. «Не верю», как сказали бы отцы театра. Талантливее всех здесь придуряется галстучник, маленький, серый куличек. На секунду может показаться, что он и вправду тяжело занемог. Но он вдруг шустро сматывается, так и недоумерев. Птенцы кулика - трогательные комочки, слабые игрушечные машинки, бесследно растворяются в траве по его команде. Отведешь взгляд на секунду – и уже не сыщешь.

Кажется, мне тут не доверяют. Камнешарки настороженно косятся с высоких валунов, попискивая в трубочки клювов. Гаги молча срываются со своих гнёзд под выбеленным солью топляком, и тяжело плюхаются недалеко в воду. В таких случаях мне наказано закрывать их огромные, бирюзовые яйца пухом с края гнезда – что бы не остывали. Закутываю тщательно, на совесть. Всё же я человек, существо мыслящее. Хотя и самый опасный и некрасивый хищник на земле. Но сейчас – добр, поел тушенки с макаронами, чайку попил.

Все родители нервничают, и я убираюсь на самый край литорали, не найдя в фотографировании достаточного оправдания для вмешательства в эту жизнь.

Мы лишние тут. Мы непослушные, хитрые и гадкие дети, ломающие игрушки, просто - от вредности. Ломающие это виртуозное, резное китайское яйцо из нефрита, внутри которого - другое яйцо, и так – до бесконечности в обе стороны. Не повторяется узор, непонятно начало, не угадывается конец, а есть только этот маленький отрывок, в который умещается невнятная короткометражка нашей жизни. Конец индивидуального фильма случается при пустом зале. Господи! Зачем ты сделал нас такими ничтожными?


Кольский берег с горы на острове Ряжкове


Главная разница между нами и птицами в том, что они живут, а мы всё время спрашиваем кого-то внутри или снаружи, как нам жить. И много ответов слышим, но их не может быть много. Ну, - не больше двух, наверное. Хотя – правильный – только один. 

Лена Лебедева, орнитолог с птичьей фамилией, взвешивает изловленного кулика, засовывая его в пластиковую трубку. Оттуда беспомощно торчат его красные ходули, и глаз-клюква косит на меня с укоризной. А я не причем. Я просто фотограф. Свидетель. Фотографирую, не дотрагиваясь и не ломая. Но чувствую – он мне совсем не верит.

 

Дальние луды

«Кречет», небольшое судно заповедника, рассекает тяжелые воды залива. Серьёзные дети с блокнотами на веревочках готовы к учёту птиц и бабочек. Бабочек тоже считают - вот дела. Птиц на лудах много. И луд не мало торчит тут из моря. Каждая - маленькое птичье государство. Колония полярных крачек расположилась на прибрежной гальке. Их гнезда – просто ямки, а яйца – камушки, только чуть более правильной формы, и с жизнью внутри. Птенцы угрожающе раскрывают красные изнутри клювики и забавно трясут куцыми крылышками. Пугают. Прячутся в камнях, скрывая лишь головы, и успокаиваются. Их родители зависают надо мною в воздухе, как большие колибри. Они отчаянно отважны. Могут больно долбануть в череп острым клювом. Белые морские ласточки.


Сам. Фото орнитолога Е.Лебедевой

Гагарки похожи на летающих пингвинов. Как реактивные снаряды носятся они вокруг, быстрые и совершенные в своём классе. В этом птичьем царстве нет несовершенных, и нет похожих. На скалах толпятся бакланы, вытягивают длинные шеи, поворачиваясь за нашим катером. Срываются внезапно в небо, напоминая в полете просто палочки с крыльями. Но не очень волнуются - ведь заповедник.


Бакланий остров


Орлан-белохвост парит над островком. Присматривается. Объединились чайки, крачки, кулички и гонят его, бандита. Неуклюжий великан среди этих виртуозных ассов, похож он на колышущуюся тряпку, подхваченную ветром. Его сносит далеко в пустынный простор.

Поодаль проносятся пятнистые гагуны, самцы гаги, прозванные «гавкунами» за противно-скрипучий голос. Они уже сделали своё дело, а теперь мамы с тетками проследят за потомством. Мамы - гаги летают тяжелее и безалабернее, не достаёт им гагунской дисциплины. Они шумно шлепаются на воду, и шумно плещутся - купаясь. Одно слово - женщины. Не матросы.

А юннаты считают птиц. Они идут ровной цепью, пристально осматривая низкие можжевельники, заглядывая под еловые лапы, в ямки, в трещины скал. Всё должно быть сосчитано и записано. Гнезда с яйцами, гнезда разоренные, птенцы и яичные пленки, мамы, папы, тетки, и все летающее в небе и плавающее по морю. Это полевая часть работы. Потом, в тишине кабинетов что-то с чем-то сложат, что-то вычтут из ранее посчитанного, и сообщат нам результат. А мы должны будем задуматься, насторожится, повзрослеть вдруг, и понять, что если не растопим каменные сердца наших душ, то останемся в глупом одиночестве на пустой земле.

 

Остров Большой Ломнишный

Кордон на Большом Ломнишном стоит в затишке острова. На берегу, как положено, стол со скамейкой. При отливе обнажается японский «сад камней» с беломорским диким размахом. Можно сидеть и смотреть, как открываемые отливом камни повторяются в отражениях, создают ритмы, узоры на фоне распахнутой настежь морской шири. Можно смотреть и думать своё.


Север Большого Ломнишного острова

Вот - малое вложено в большое. Большое - в ещё большее. В пейзаж вложен воздух, вода и скалы. В воздух вложены птицы и облака с дождем. В воду вложены рыбы, тюлени и водоросли. На скалах – сосны, багульники, мхи, чабрецы  и родиола розовая. Всё это вместе несется в беспредельной  пустоте вселенной. И я вложен сюда без усилия. А может быть - оказался здесь случайно? Но давно не верю в случайности.

Лесник Федор Сергеевич уплывает на выходные домой в Княжую губу. Она где-то там, справа, за салмой, среди призрачных сопок Карельского берега. Я там не буду никогда. Никогда в жизни - ведь мир такой огромный.

Представляю себя немного лесником. Внимательно наблюдаю, как расползается над горизонтом туча, постепенно захватывая небо. Сейчас сыпанет из неё ливень. Уже мокро запылило с правого края. Скрываюсь под дровяным навесом. По левой кромке залива на тонких нитях дождей бредут отдельные облака - словно заправляются морской водой, чтобы пролить потом на меня. Раздуются, разбухнут, и наедут на Ломнишный. Забарабанят каплями по крыше, превратят волны в ершистую поверхность, оттянутся по полной водяной своей программе.

Есть что-то чарующее в этой суетливой непостоянности погоды. Будто вертится гигантский калейдоскоп, и в разных сочетаниях представляются в нём те же острова, то же море и небо, но меняется освещение, узоры волн, наклоны трав. И каждый раз всё выглядит иначе, как наново созданное. Север. Мастерская грандиозных иллюзий. Чайки, как веб-камеры, висят высоко, застывая в потоках ветра.

Когда рассветало, дальний берег и воды порозовели, словно это марсианский пейзаж. На чернильно-фиолетовой туче, из которой вяло, уже сам себе противен, кропил дождик, замерцала вдруг радуга в один единственный - розовый цвет. И всё вокруг стало так тонко, так неуловимо нежно, и так невыразимо прекрасно, что я замер широко открыв глаза, и смотрел, смотрел... Через минуту даль запахнулась серой вуалью. Сказочное, непередаваемое видение растаяло.

Мир спал по дальним берегам, и только я это видел. И подумалось - грешным делом,  – неужели было это для меня одного, понимающего и ценящего красоту. Нет, нет - это гордыня говорила. На самом деле исчезающе-ничтожной частичкой я был включен в безбрежную нежность, и  пронзился ею насквозь.


Юг Большого Ломнишного острова

Потом мы сидели с лесником за его «размышлительным»  столиком, хлебали душистую тресковую уху, и неспешно беседовали, часто замолкая и глядя вдаль. Он рассказывал, что всегда ощущал в жизни чью-то невидимую руку, в последние секунды вытаскивающую его из верной смерти. Рассказывал, как шел он свои семьдесят четыре года из точки «А» в точку «Б». А я пытался объяснить ему, и себе - почему все мы находимся там, где оказались. Серьёзная получалась беседа. И самое было время, и самое место было для неё - остров Большой Ломнишный. Белые ночи. Белое море. 


Ну, это понятно - ночь с Ряжкова на восток.

 

И вот…

Люблю этот мир – щедрый дар второй руки Создателя. Люблю море в барашках, и море спокойное. Люблю молчаливый лес, и лес с колыханием ветвей. Люблю дальний, с эхом, лебединный крик; и суетливый шум плещущихся уток; и купол неба, - всегда такой разный; и всё, всё, всё - на этой моей земле. Иной земли не видал. 

Считаю красивыми эти утесы с тайгой, ребристый песок и сопки вдали, стремительные скольжения небесных птиц и таинственно примолкшие дали. Конечно, есть Мальта с кактусами, Африка с пустыней, и тусовый жаркий Крым. Но люблю больше Север, где так свежо от вольного дыхания стихий. Здесь понимаешь, что в мире может быть много свобод, но настоящей воли нет, и не было. Той, нашей, буйной славянской воли.

Острова тут приглашают к одиночеству. Тут мысли очищаются, и отдаляется печаль – прощай, и прошлые проблемы видятся мелкими глупостями. И сам  становишься здесь чище, яснее, лучше.

А когда дождь с волной хлещут в лицо поверх стекла летящей моторки, накатывает вдруг кураж, - весёлая, шальная бесшабашность. И хочется одновременно и взлететь ввысь, и нырнуть в глубины стылых вод, и закричать в просторы стихий. И явно слышится Вагнер сквозь гром, ветер и волны. Или слезы восторга, или соленые брызги застилают глаза. И сердце готово разорваться от счастья, растворяясь и растворяясь в буре. И понимаешь вдруг, как близка смерть. И понимаешь, что такое быть живым. 


Простор залива на восток в полуотлив.

 

 

2004©Текст и фотографии Виктора Грицюка

Сокращенный вариант текста из

журнала МПР «Государственное управление ресурсами» №2.2005 

Прошу прощения за не очень бережную обработку фотографий, не моё это.
Вот поснимать, это мы запросто. А тут - обе руки левые. Ну, и естественно, в
пост вошла только малая часть. Но это уж, как обычно бывает. Всё не вставишь.

Post A Comment | 47 Comments | Share | Link






User: story_ar
Date: 2007-03-07 12:57 (UTC)
Subject: (no subject)
"Ночь с Ряжкова на восток" - мне больше всех понравилась
хорошо вы с цветом работаете
мало кто его так чувствует
Reply | Thread | Link



poissonnier
User: poissonnier
Date: 2007-03-07 13:03 (UTC)
Subject: (no subject)
А вот у меня резко отрицательное отношение к заповедникам в нашей стране. Это от меня и от моих детей охраняют участок территории. Для отдельных "избранных" господ.

Живу в регионе, где на мой взгляд слишком много заповедников. Заповедники страшнее "Чернобыля". Огромные запретные зоны в лучших местах нашего края.
Reply | Thread | Link



Victor Gritsyuk
User: wildrussia
Date: 2007-03-07 13:24 (UTC)
Subject: (no subject)
Кандалакшский заповедник - настоящий. Там на меня наехали, что на траву рюкзак бросил, а не на деревянную дорожку. Там в шторм засели на островке, а вокруг топляка тьма, а костер делать не разрешали. Палок наложили на камни, спальником укрылись и зубами стучали. Народ там суровый, но бедный.
Reply | Parent | Thread | Link



poissonnier
User: poissonnier
Date: 2007-03-07 13:49 (UTC)
Subject: (no subject)
Я сейчас тоже вернулся из настоящих буржуйских заповедников. Какой там костер... На прибрежную полосу ногами наступать нельзя, тропа идет по деревянным мосткам. Какие-то страшно ценные крабы могут огорчиться. Но при этом любой гражданин за символическую плату может посетить сие благословенное место (если не опухнет от длительного перехода на лодке, дорог нет). Можно просто ткнуть в карту и узнать условия посещения. Где-то нельзя ночевать, где-то проходить можно только в определенные часы. Но везде есть доступ. И это не зоопарк, это колоссальная территория нетронутой природы. При этом в наших, находящихся менее, чем в сотне километров от моего дома, заповедниках, я так ни разу не смог побывать. Только ч/б фотографии старших товарищей, успевших посетить острова до организации заповедника.

Это примерно как собрать картины и другие произведения искусства, да позакрывать их все в хранилище, разогнав музеи. Чтобы значит не портились. А к картинам допускать лишь искусствоведов. Вот в точности такая фигня у нас происходит с охраной природы.
Reply | Parent | Thread | Link



Ночной Директор Солнечных Часов: Метро
User: night_sun_dial
Date: 2007-03-07 14:27 (UTC)
Subject: (no subject)
Keyword:Метро
+1
Reply | Parent | Thread | Link



Victor Gritsyuk
User: wildrussia
Date: 2007-03-07 14:47 (UTC)
Subject: (no subject)
Не я виноват, что у нас бардак в головах. Если нас в приличную страну, то мы там будем их законы соблюдать. Но нет другой страны и нет другого народа. А наши неприятности - такие же, как мы козлы устраивают. Сегодня рассуждают честно и умно, а завтра прийдут чуток к власти или разбогатеют - уже совсем другие люди. Белые - типа. А народец попроще - пьёт и ворует. Так нам и надо... Должен же кто-то платить за Российскую империю погубленную. Обраточка такая историческая.
Reply | Parent | Thread | Link



Ночной Директор Солнечных Часов
User: night_sun_dial
Date: 2007-03-07 14:51 (UTC)
Subject: (no subject)
В Российской имеперии тоже гайки с рельсов скручивали на грузила. Надо же когда-нибудь заканчивать.
Reply | Parent | Thread | Link



Victor Gritsyuk
User: wildrussia
Date: 2007-03-07 15:16 (UTC)
Subject: (no subject)
Не повторяйте большевистскую пропаганду. Мы даже представить теперь не можем, какой порядок был в Империи. Я бываю в закромах одного крутого архива, так не устаю удивляться. Скажу даже неожиданное сегодня - все банки и сберкассы тогда имели прозрачную бухгалтерию. Все их зарплаты, вклады (без имен) доходы и расходы раз год публиковало министерство фин. Земля была вся перемеряна и на планы перенесена. Загран паспорт не каждому давали. Конечно - были проблемы, страна большая.
Это потом начался нескончаемый бардак. А уж сейчас - и говорить нечего. Но не думайте, что бардак этот случайный. Власть имеет силы и средства привести страну в порядок. Но не делает этого почему-то. А вот почему, сами догадайтесь.
Reply | Parent | Thread | Link



Victor Gritsyuk
User: wildrussia
Date: 2007-03-08 09:21 (UTC)
Subject: (no subject)
В продолжение сказанного мною по поводу Империи предлагаю посмотреть по ссылке рецепты постных блюд в журнале 1902 года (уж не поленитесь). Просто почитайте, проглотите слюну и почувствуйте , что потеряно...
http://drugoi.livejournal.com/2119431.html
Reply | Parent | Thread | Link



User: 0kill
Date: 2007-03-09 09:20 (UTC)
Subject: (no subject)
Кто ж Вам рассказал про страшно ценных крабов в NP Bako? Они гораздо более доступны - наш гид увлеченно их выкапывал из норок во время отлива :) А мостки сделаны для того, чтобы проходить к туристическим тропам во время прилива - иначе никак.

Кстати, если соберетесь еще раз на Борнео, то захватите NP Gunung Mulu - там пещеры и летучие мышки.
Reply | Parent | Thread | Link



poissonnier
User: poissonnier
Date: 2007-03-09 09:32 (UTC)
Subject: (no subject)
"Кто ж Вам рассказал про страшно ценных крабов в NP Bako?"

Надписи, читайте надписи на щитах. :)

"Кстати, если соберетесь еще раз на Борнео, то захватите NP Gunung Mulu - там пещеры и летучие мышки"

Да я много там что посетил. Не все реально выложить за один раз. В том числе и аэромышей.

А дважды в одно место не езжу. Жизни не хватит.
Reply | Parent | Thread | Link



Мария: вейла
User: funny_maria
Date: 2007-03-07 13:38 (UTC)
Subject: (no subject)
Keyword:вейла
очень красива наша северная природа.
спасибо, что поделились такой красотой!
Reply | Thread | Link



Lena Lebedeva-Hooft
User: lenaswan
Date: 2007-03-07 14:12 (UTC)
Subject: Но и ядовитый прав
Есть зерно и у ядовитого товарисча. Гляну в его ЖЖ кто таков. Вот ведь вспомни, Петрович, кто тебя за рюкзак-то тогда? Вот-вот. Виталий Витальевич. А что помоложе да в других местах есть иногда другие. Но ведь доброе есть в каждом деле и в каждом месте. А? Вот и радуюсь, что тебе тоже удалось увидеть в нашем мире лучшее - ты наверное так сам и смотришь.
Да, я в Москве и до 30 марта похоже - так что спишемся - заходи. Познакомлю еще с одним фотографом заочно - его нет в ЖЖ или где еще. Но у вас есть много общего IMHO.
Л
Reply | Thread | Link



Victor Gritsyuk
User: wildrussia
Date: 2007-03-07 14:49 (UTC)
Subject: Re: Но и ядовитый прав
Даже боюсь тебе писать :-) Автомат отвечает холодным голосом...
Reply | Parent | Thread | Link



Oleg Tarasov
User: ezh_morskoj
Date: 2007-03-07 14:39 (UTC)
Subject: (no subject)
Спасибо Вам большое.

К сожалению, не вся суета остаётся за границами заповедника, и на Ряжков проблемы обычной жизни тоже проникают.
Reply | Thread | Link



Victor Gritsyuk
User: wildrussia
Date: 2007-03-07 14:51 (UTC)
Subject: (no subject)
Знаю проблемы. Что будет, когда состарятся энтузиасты? Даже не представляю.
Reply | Parent | Thread | Link



Кверкус
User: qwercus
Date: 2007-03-07 15:57 (UTC)
Subject: (no subject)
Мне понравилось
Вспоминая одно свое путешествие могу сказать, "Наверно, я прямой как палка и нецензурный, но я тоже люблю природу":
http://www.qwercus.narod.ru/konevets.htm
Reply | Thread | Link



Victor Gritsyuk
User: wildrussia
Date: 2007-03-07 16:17 (UTC)
Subject: (no subject)
Пишите Вы очень неплохо, живо и сочно. Вот если бы мат ещё убрать (простите, конечно, за наглость такую). Сами говорите про гадкие времена и людишек, а сами играете в их игры с матом. Мат - это нехорошо :-) Вы их не переубедите, а сами запачкаетесь.
Reply | Parent | Thread | Link



Кверкус
User: qwercus
Date: 2007-03-07 16:26 (UTC)
Subject: (no subject)
да, сам знаю. настолько поддаюсь влиянию момента, что уносит меня в нецензурные эмоции
Reply | Parent | Thread | Link



Victor Gritsyuk
User: wildrussia
Date: 2007-03-07 16:52 (UTC)
Subject: (no subject)
Вот и тех, кого вы зовете пидо-ми, тоже сносило, сносило. Да так и унесло навсегда безвозвратно. Такими не рождаются, чаще всего.
Reply | Parent | Thread | Link



Евгений
User: north_terra
Date: 2007-03-07 16:54 (UTC)
Subject: (no subject)
Спасибо за интересный материал. Близкие и родные края... )))
Reply | Thread | Link



Peter Sobolev Петр Соболев
User: peter_s
Date: 2007-03-07 17:40 (UTC)
Subject: (no subject)
эх... жду отпуска, не дождусь...
фотографии шикарные. спасибо.
Reply | Thread | Link



Владимир Прынков (Vlad Prynkov)
User: daiwer
Date: 2007-03-07 18:13 (UTC)
Subject: (no subject)
Спасибо большое. Очень понравились и фотографии и размышления. Сам рядом с Белым морем живу, но до заповедника не добирался. Этим летом был на Пинеге (Сура, Веркола), несколько фотографий в ЖЖ выкладывал в августе 2006 года. Вот Вам бы там побывать: красота неописуемая.
Reply | Thread | Link



Victor Gritsyuk
User: wildrussia
Date: 2007-03-07 19:20 (UTC)
Subject: (no subject)
Добираться, наверное трудно очень. Пинега - это звучит круто.
Reply | Parent | Thread | Link



Владимир Прынков (Vlad Prynkov)
User: daiwer
Date: 2007-03-07 19:53 (UTC)
Subject: (no subject)
Да нет, все в пределах разумного. Главное на реку попасть, а потом масса вариантов, при небходимости могу более подробно пояснить, как добраться. Пейзажи замечательные. Если заинтересовало, можете полюбопытствовать: http://daiwer.livejournal.com/2006/07/30/
Кроме того, Сура - это родина Иоанна Кронштадтского, а Веркола - писателя Федора Абрамова (самые известные произведение "Братья и сестры", "Две зимы и три лета", много замечательных рассказов и повестей о северной деревне). И в Суре и в Верколе имеются мощные старинные монастыри. Долго можно рассказывать.
Reply | Parent | Thread | Link



Victor Gritsyuk
User: wildrussia
Date: 2007-03-07 20:22 (UTC)
Subject: (no subject)
С удовольствием и интересом посмотрел Пинегу в Вашем фотоальбоме. Там что - комаров нет? Не вижу ни одного в кадре.
Reply | Parent | Thread | Link



Владимир Прынков (Vlad Prynkov)
User: daiwer
Date: 2007-03-07 20:33 (UTC)
Subject: (no subject)
Комаров действительно было мало, несмотря на полный штиль в первый день пребывания. Когда шли по тропинке в лесу, то изредка попадались, но нам не привыкать, у меня на даче (крайний участок к лесу) их больше.
Reply | Parent | Thread | Link



Светлана
User: svetlai
Date: 2007-03-07 20:17 (UTC)
Subject: (no subject)
Спасибо большое за рассказ и фотографии. ПОжалуйста, пишите и показываете еще:-)
Reply | Thread | Link



old_pomor
User: old_pomor
Date: 2007-03-07 20:59 (UTC)
Subject: (no subject)
Спасибо Вам и за замечательные фотографии, и за не менее, пожалуй, талантливые (не возгордитесь, таланты то не Ваши!) "заповедные мысли". Такое Белое море, благодаря Вам, вдруг радостно ворвалось в нашу питерскую слякотно-унылую весну, напоминая, что не все еще потеряно! :) И доведется еще увидеть и тот купол Небесный, и наяву прикоснуться ко всему только на Белом море сущему.
Больно только сознавать, что такие подвижники-Виталичи постепенно уходят, а что дальше будет, Бог весть.


Reply | Thread | Link



Марина
User: elektra___
Date: 2007-03-07 22:10 (UTC)
Subject: (no subject)
Спасибо вам :)
Очень интересно.
Reply | Thread | Link



Ольга Ерёмина: свеча
User: erema_o
Date: 2007-03-08 17:50 (UTC)
Subject: (no subject)
Keyword:свеча
Виктор!
Искренне радуюсь, не только внимательно вглядываясь в Ваши фотографии, но и читаю тексты. Язык гибкий, пластичный, динамичный. Я бы назвала Ваш стиль имперссионизмом в прозе. В интервью, кажется, была речь о том, что у Вас нет динамики: корреспондентка, видимо, под динамикой подразумевает только сюжет. Динамика же не обязательно должны быть в сюжете: бывает сюжет динамичный, бывает адинамичный, как у Астафьева, и тогда эмоциональное напряжение несёт не внешняя интрига, а внутренняя. Движения души - в фокусе внимания. Прекрасный пример этому - "дорога ветров" Ефремова, те самые гобийские заметки о палеонтологических экспедициях в Монголию, или рассказы Астафьева о детстве и жизни в Овсянке.

Единственный момент: неужели в таких серьёзных журналах, где Вы печатаетесь, нет профессоинальных корректоров? Ведь тексты Ваши вычитаны? Проблемы с запятыми, да ещё влезают орфографические ошибки, например: вишнивеют - надо Е. Это не в обиду, просто я к этому отношусь как профессионал, в глаза бросается :)

Хотела бы иметь Ваши книги. Где и как их можно приобрести?
С уважением,
Ольга
Reply | Thread | Link



Victor Gritsyuk
User: wildrussia
Date: 2007-03-08 19:40 (UTC)
Subject: (no subject)
Ольга. Спасибо за добрые слова. Наверное для Вас это будет странно звучать, но я совершенно не знаю грамматики. И никогда не знал. Что-то во мне устроенно так, что не пускает эти знания в мозг. Тексты, которые печатаются, естественно проходят корректуру. Но есть их более полные варианты в моем компе. Их я и публикую в ЖЖ.
Проверять их у меня некому.
А книг моих для чтения нету в природе, да и альбомов лишь парочка была. Я тут объяснял уже, что есть два вида творчества: конструктивное и деструктивное. Почему-то (не буду вдаваться) у нас дорога открыта только деструктивному. А издатели очень падки именно на порочных российских авторов. Я устал делать им предложения. Даже не хочется больше. Это не значит, что я такой хороший, но стою ближе к конструктивным парням. Криминализованная страна видимо хочет другого - реализует свою свободу выбора.
Вот, нашел способ попутно пожаловаться на жизнь :-)
Reply | Parent | Thread | Link



Ольга Ерёмина: pic#58866985
User: erema_o
Date: 2007-03-09 07:54 (UTC)
Subject: (no subject)
Keyword:pic#58866985
Виктор!
Насчёт ошибочек: я думала, Вы выкладываете тексты, уже прошедшие корректуру. Если нет, то извиняюсь - уровень грамотности у Вас в таком случае очень высокий.
Насчёт грамматики: методика преподавания в начальной школе в советское время была на таком уровне, что с 1-го по 5-й класс детям в голову вкладывались все основные правила грамматики, причём благодаря постоянной проверке тетрадей учителем и работах над лшибками основная грамотность доводилась до автоматического уровня. Тут, конечно, играет роль общая начитанность и зрительная память. Мой муж тоже вот уверяет, что грамматики не знает, а пишет безупречно.
Сейчас многие желуются, что грамотность низкая: вот уже лет пятнадцать учителя саботирую ежедневную проверку тетрадей у детей. Дело в том, что деньги, которые платят за проверку тетрадей, таковы, что на одну тетрадь приходится по 3 копейки, а времени это отнимает дикое количество. Вот и пожинаем плоды.
Уверена, что у Вас грамматика ушла в подкорку, на автомат, и это для жизни самый, пожалуй, удобный вариант. А то получится: шёл ёжик, забыл, как дышать, и умер.

Согласна с тем, что сейчас многих интересует лишь чернуха. Главным образом ещё и потому, что образовательный уровень людей, купивших или создавших издательства, весьма навысок.
Знаете ли вы издательство "Научный мир"? У них две комнатёнки в переулках за Боровицкой. Они недавно издали прекрасную книгу - фотоальбом по Северу (иконы в основном) и готовили (кажется, уже выпустили) альбом по Плёсу. Может быть, Вас есть смысл с ними связаться? Если посчитаете нужным, дам телефоны и явки :)
Reply | Thread | Link



Victor Gritsyuk
User: wildrussia
Date: 2007-03-09 12:51 (UTC)
Subject: (no subject)
Спасибо. Конечно неплохо бы поговорить с издателем, но уже боюсь. Боюсь - откажут или начнуть выкручивать хитро копейку и придется утопить всю ситуацию. Они думают, что я обычный маньяк и графоман, которому нужно любой ценой издаться. Но это не так. Все свои тексты я благополучно печатаю в журналах со своими фотографиями. Как "творческая личность" - я вполне самодостаточен. (Есть у меня проблемы, но не с творчеством). Хочется найти не просто деляг, барыг, а вменяемых людей, понимающих для чего я пишу. И т.д.
Reply | Parent | Thread | Link



Ольга Ерёмина
User: erema_o
Date: 2007-03-09 14:24 (UTC)
Subject: (no subject)
Валентин Петрович, глав. ред. "Научного мира" - человек интеллигентный и вменяемый вполне, но очень острожный. Он в основном работает с книгами по разным грантам, то есть с теми. что оплачивают грантодатели. Но понемногу издаёт и коммерческие, в основном именно красивые вещи.

Подумала ещё: было бы просто классно заинтересовать издательство "Белый город" - они бесподобные вещи делают для детей, и полиграфия прекрасная. Под соусом: дети должны знать российские заповедники. Или, например, "Просвещение" - они делают подарочные издания, и редакция географии у них тоже большой с хорошей полиграфией. Но у "Просвещения" шарманка долго играет: порой от заключения договора до выхода книги года полтора-два проходит.
С другой стороны, если дело не в сроках, то надо пытаться, может быть, связываться именно с издательствами, которые рассчитывают на детей: сейчас эта область востребована.
У меня-то знакомства в филологических редакциях. Но ходы поисать можно :)))

Кстати, Окуджава называли графоманов "графами". В том, что Вы к ним не принадлежите, не сомневаюсь :))
Reply | Parent | Thread | Link



Victor Gritsyuk
User: wildrussia
Date: 2007-03-09 15:01 (UTC)
Subject: (no subject)
На гранты издать не сложно - только свистни, издатели набегут. С Белым городом разговаривал. Думаю, им удобнее издать старую книгу западную, купленную целиком, чем возиться с русским автором, который забил книгу фотографиями и текстом. Если по-честному заплатить, то на новый бумер не хватит :-) С одним издательством уже договорились вроде бы на книгу по фотографии. Они запросили PDF оригинал для типографии через три месяца. Теоретически - сделать можно, но работать день и ночь. Со своей стороны попросил аванс. Они тут и сломались, глядели на меня, словно я их обидел... Словно должен был даром отдать за счастье книгу увидеть (ха-ха-ха).

Книги теперь издают не для просвещения и добра, а как кирпичи на продажу - главное, чтобы навар был.
Может быть - пошли они все! А то свяжешься, и потом проклянешь эту минуту.

Сейчас готовится валаамский номер (5-6) журнала "СЕВЕР". Там должен быть мой новейший текст "Валаамский дневник" (не тот, из NGeographic). Совсем иначе сделан... Что ещё надо? Чуток денег на поездки, да здоровья :-) Не хочу становиться бизнесменом от творчества, тошнит.
Reply | Parent | Thread | Link



Ольга Ерёмина: свеча
User: erema_o
Date: 2007-03-09 18:03 (UTC)
Subject: (no subject)
Keyword:свеча
С радостью прочитаю материал про Валаам. Пока я о нём только мечтаю.

С издательствами, конечно, сложно. Заключишь договор, а потом стоишь над душой у редактора-корректора-верстальщика-техреда: как бы чего не напортачили :)))
Особенно если в книге не чистый текст, а иллюстрации. А уж цветоделение - жуть. И всё же я буду рада, если у Вас выйдет полностью Ваша книга. При необходимости - если нужно будет что-то при работе с текстом - помогу чем смогу.



Reply | Parent | Thread | Link



Victor Gritsyuk
User: wildrussia
Date: 2007-03-09 18:13 (UTC)
Subject: (no subject)
Вот за предложение помощи - отдельное спасибо. А то все горазды советы раздавать, а из грязи вынуть некому :-)
Reply | Parent | Thread | Link



Александр Воеводский
User: bogumil
Date: 2007-03-09 21:03 (UTC)
Subject: (no subject)
Устал уже выражать бурный восторг по поводу ваших кадров... Да вам это и не надо, наверно. Я вот что хотел спросить: вот вы снимаете панорамы редкой камерой, требующей особых навыков, наверно, и особых материалов, а редактор шлёпает вашу панораму на разворот и она едва зрительно не разваливается на два кадра из-за этого. Не обидно? Впрочем,никакой другой альтернативы (кроме, разве что, отгибающихся страниц) я не знаю...
Reply | Thread | Link



Victor Gritsyuk
User: wildrussia
Date: 2007-03-09 21:15 (UTC)
Subject: (no subject)
Давно уже не обращаю серьезного внимания на закидоны художников. Есть понимающие фото, а есть - не понимающие. Учить дураков - только время терять :-)
Reply | Parent | Thread | Link



Александр Воеводский
User: bogumil
Date: 2007-03-09 21:19 (UTC)
Subject: (no subject)
А мне вот жалко - как зрителю. К тому же, это ведь такая простая мысль - не делить кадр, а в журналах сплошь и рядом случается. Я вот понимаю, а ведь не учился, не профессионал и т.д.
По этому, да и по другим поводам часто спрашиваю себя: это я такой умный, или это они - такие дураки? ;-)
Хотя, говорят, есть такой эффект - называется эффект диванного знатока ;-)
Reply | Parent | Thread | Link



Victor Gritsyuk
User: wildrussia
Date: 2007-03-09 21:32 (UTC)
Subject: (no subject)
Это специфика журнала и книги - развал в центре. Это - неотвратимо, как зима. Можно порезать грамотно, а можно - неграмотно.
По поводу - умный/дурак. Ваше подозренеи имеет под собою почву. В наше время говорили стихами (возможно и слышали): -Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. С фотографией просто - все снимают что-то, чем-то, а значит и все разбираются в фотографии... :-)
Reply | Parent | Thread | Link



Александр Воеводский
User: bogumil
Date: 2007-03-09 21:36 (UTC)
Subject: (no subject)
Фотография - это одна из сфер жизни, где я трезво оцениваю свой уровень: почти никак ;-). А вот в других сферах такого как-то не происходит. Наверно, лечится опытом либо одтверждается прогрессом в соответствующей сфере. Ох как витиевато сказал!
А по части вёрстки: я же всё-таки понимаю, что плохая вёрстка затрудняет восприятие замечательной фотографии. И как конечный потребитель хочу, чтобы хорошую фотографию мне показывали правильно. Вот я о чём.
Reply | Parent | Thread | Link



Victor Gritsyuk
User: wildrussia
Date: 2007-03-09 21:51 (UTC)
Subject: (no subject)
Есть люди не умеющие снимать, но разбирающиеся. Их очень очень, очень, мало. Их зовут хорошими фоторедакторами.
По части верстки - размечтались. Вы не в Америке и не в Японии... :-)
Reply | Parent | Thread | Link



gummy_beer
User: gummy_beer
Date: 2007-03-10 20:39 (UTC)
Subject: (no subject)
С одной стороны да, пенораму на разворот пустить - удобно для вёрстки, но помимо деления панорамы попалам, вылезает ещё иодна проблема - на развороте фотография сминается-скукоживается из-за того, что корешёк не даёт полностью развернуться.
А с учётом того что центр панорамы, где обычно проходит разворот обычно информационно насыщен, получается что вместо одной большой и красивой панорамы получается две пустые "фотки" ниочём. Жаль...

Вот бы панорамы вкладышами делать, как оно было в старых советских журналах - сложенный лист: захотел посмотреть - развернул.
Reply | Parent | Thread | Link



Victor Gritsyuk
User: wildrussia
Date: 2007-03-10 21:02 (UTC)
Subject: (no subject)
Сейчас для того, чтобы не съдалась часть фото в корешке к двум половинкам, уходящим в корешок добавляют изображения. И я говорил, что панораму можно дать не на две страницы, а на 1+0,5, или н 1+0,8. Т.е. одна страница полностью занята, а на второй половина. Это позволяет сохранить смысловой центр нетронутым.
Вкладыши стоят очень дорого, удорожают весь тираж.
Reply | Parent | Thread | Link



gummy_beer
User: gummy_beer
Date: 2007-03-10 21:22 (UTC)
Subject: (no subject)
а вот с вариантом 1+0,5 - он да более интересен. С одной стороны теряем площадь отпечатка и его детализацию, но смысловой цент остаётся в наличии.

Но, как ни крути, а качественно сделанная панорма просит маштабности при печати.
Хотя бы метра по длинной стороне, что с журналами малосовместимо...
Reply | Parent | Thread | Link



browse
my journal
July 2017